Покупая автомобиль, и в особенности это касается внедорожников, клиент становится перед дилеммой выбора автоматической или механической коробки передач. У каждой из этих трансмиссий есть свои преимущества и недостатки. Если выбираем автомобиль с «автоматом», то практически никаких усилий со стороны водителя по управлению ненужно предпринимать. Но в этом случае ты становишься зависимым от электроники и твой опыт, навыки вождения в сложной ситуации ничего не значат.

Привлекательность МККП заключается в первую очередь в экономичности потребления топлива, которая может достичь у хорошего водителя до 20% экономии топлива. Кроме того стоимость самой механической коробки передач и его обслуживания значительно ниже чем у автоматической трансмиссии.  К недостаткам «механики» можно отнести высокие требования к мастерству водителя, снижение уровня безопасности и необходимость водителю  быть в постоянном напряжении при езде.

система Типтроник

система Типтроник

Поэтому, одновременно с изобретением автоматической трансмиссии разработчики начали искать пути совмещения достоинств обеих коробок передач. Еще в тридцатых годах прошлого столетия в компании «Крайслер» изобрели полуавтоматическую трансмиссию, в которой в ручную коробку передач пытались привнести некоторые элементы автоматики. Однако она не имела успеха и не получила дальнейшего развития. И только в 1990 году компания «Порше» представила на рынке свою модель под названием «Порше 911», в которой передача крутящего момента осуществлялась новой автоматической коробкой передач под названием «Tiptronic».

BMW X5 E53

BMW X5 E53

Если разобраться, что такое «типтроник», то в широком смысле слова, это означает АККП с элементами ручной коробки передач, и означает возможность при необходимости переходить на ручное управление. Компания зарегистрировала Tiptronic своим торговым знаком и в дальнейшем другие гиганты автомобилестроительной промышленности разрабатывая свои системы трансмиссий, основанные на этом принципе, давали им другие названия.

BMW X5 E53

BMW X5 E53

В случае отсутствия задействования  системы, коробка передач работает как обычный «автомат» и решение о переключении скоростей принимается  бортовым компьютером. Задействование Tiptronic проводится или с помощью кнопки управления на руле автомобиля либо дополнительным пазом на ручке переключения скоростей. Переход на ручное управление при обгоне позволяет быстрее выполнить маневр, проконтролировать подключение передач на бездорожье. Кроме того, когда нужна моментальная реакция на дорожную ситуацию, водитель сможет сразу оценить, что такое типтроник.

Преимуществом «Типтроник», который применяют обычно как дополнение класса «спорт», перед чисто автоматической или механической трансмиссией, является прямое управление коробкой передач, а также экономия топлива. Свое применение он нашел в роботизированных коробках, вариаторе Multitronic и преселективной коробке передач. Что такое типтроник, хорошо поняли в баварской компании, когда оснастили свои автомобили системой Steptronic. Полноприводной внедорожник первого поколения BMW X5 E53 с функцией класса «спорт», получивший гидромеханическую коробку передач Steptronic с пятью ступенями отличался отличной проходимостью даже на сложных участках дороги и по бездорожью.

BMW X5 E53

BMW X5 E53

Оснащение этой системой, когда перевод в ручной режим управления автомобиля проводится практически мгновенно и при этом водитель не отрывает руки от рулевого колеса, позволило обеспечить безопасное вождение. При этом две кнопки на лицевой стороне руля можно использовать при понижении передачи, а двумя кнопками на тыльной стороне руля — повысить передачу.